Е.С. Бхакти Чайтанья Свами Махарадж
Этикет взаимоотношений
с духовным учителем
Далеко не каждый преданный может получить в своей духовной жизни опыт личного пребывания рядом с Гуру и непосредственного служения ему. Возможность находиться рядом с духовным учителем и оказывать личное служение ему следует считать огромной удачей. Однако даже в этом случае сохраняется риск появления фамильярного отношения к своему Гуру, которое неизбежно повлечет за собой оскорбления. Недаром говорится, что Гуру и Божества подобны огню, при прикосновении к которому можно обжечься. Не имея должного культурного образования и определенного духовного уровня и видения, мы можем начать считать своего Гуру обыкновенным человеком.

Здесь мы попробуем освятить тему взаимоотношений учитель-ученик. Помимо теоретической базы, которую мы собрали опираясь на авторитетные священные писания нашей духовной традиции, также будем выкладывать в разделе блог учеников, в которых старшие ученики нашего Гуру Махараджа будут делиться своим нектарным опытом взаимоотношений с духовным учителем.

Итак, давайте попробуем разобраться, кто же такой духовный учитель
Духовный учитель считает себя слугой своих учеников, принимая на себя ответственность за их обучение, а также слугой своего духовного учителя, беря аскезу принимать и передавать служение и поклонение своих учеников Шри Шри Гуру и Гауранге. Он принимает на себя это бремя, следуя указаниям и желанию своего духовного учителя и возвышенных вайшнавов (Бхаг., 4.18.5; Н.н., стр. 35; 419-420).

Истинный духовный учитель должен:
1. Принадлежать к цепи истинной ученической преемственности (Бхаг., 3.7.39; Н.н, стр. 77-83);
2. Быть совершенным учеником, то есть строгим последователем своего духовного учителя; (Бхаг., 6.11.24; 7.9.26; 8.16,24);
3. Знать Кришну и быть способным на основе священных писаний рассеять сомнения ученика. Он должен быть утвердившимся в чистом преданном служении (ШБ 1.2.12; 1.18.18; 3.6.30; 2.8.7), (НС, стр. 86-87);
4. Принимать служение и поклонение ученика (которое зачастую несовершенно или даже вместо помощи причиняет одни беспокойства) и отвечать взаимностью, вдохновляя ученика на ещё большую преданность гуру и Кришне (УГЧ, стр. 175; 296);
5. Быть лишенным эгоистических мотивов и рассматривать необходимость принимать служение отученика как обязанность перед своим духовным учителем, направляя это служение все без остатка на Кришну, моля Его принять суть этого служения, не взирая на его недостатки. (Именно поэтому служить Кришне непосредственно - это смешная затея для нас. Смешно думать, что Кришна примет наше служение, которое, фактически, является сплошным оскорблением. Но сострадание духовного учителя столь велико, что он заступается за нас перед Кришной, и поэтому Кришна больше склонен смотреть не на оскорбления, а на наши искренние попытки удовлетворить Его;
6. Обучать ученика своими наставлениями и личным примером науке и искусству преданного служения. Гуру принимает на себя ответственность привести ученика обратно к Богу. С условием, что тот будет неукоснительно следовать всем его наставлениям (ШБ 2.9.40; 5.5.18; БГ 3.21).

Две формы служения (сева) гуру: вапу и вани (ШБ 4,28-51; 47)
Вапу — личное служение телу и нуждам Гуру. Но более расширенное понимание — это личное общение (с должной квалификацией у ученика) с Гуру, в том числе получение наставлений на лекциях, встречах и т.д.
Вани — исполнение полученных наставлений, а также внутреннего, глубинного желания Гуру, т.е. его миссии. В отсутствие вапу, вани столь же сокровенно и личностно, т.к. духовный учитель проявляет себя в своих наставлениях — это его форма вани

Этикет взаимоотношений с Гуру
Тема этикета взаимоотношений с Гуру невероятно глубокая. Мы постараемся рассмотреть основные аспекты.

Как правильно обращаться к своему духовному учителю?
Обращаясь к духовному учителю лично или в общении с другими, мы не должны звать его по имени. Должная форма обращения — это «Гуру Махарадж» или «Гурудев». Точно также в общении с другими мы можем говорить «мой Гуру Махарадж» и т.д. Если мы упоминаем его имя официально, или если другие не знают, кто наш Гуру, то мы должны называть его с полным титулом: сперва «Его Святейшество» или «Шрила», затем имя. Титул «Свами» или «Госвами» можно заменять на «Махарадж». Если духовный учитель находится в статусе, отличном от санньяси, то правильным обращением будет: «Его Милость» или «Шриман», затем имя, затем «Прабху».

Встреча и приём духовного учителя
Мы должны оказывать ему такой же приём, как, если бы встречали Самого Шри Кришну, поскольку Гуру является непосредственным представителем Кришны, Хари (сакшад-хари), (НС, стр, 35-36, 97; ШБ 7.14.41; 1.2.16)

Когда духовный учитель приезжает в ваш город после длительного отсутствия, следует встретить его в аэропорту (на вокзале и т.д.). Если возможно, устройте киртан. Обязательно нужно предложить гирлянду. Всякий раз, когда вы встречаетесь с духовным учителем, следует приветствовать его вставанием (если вы сидите) и поклонами (с повторением пранама-мантры).

Машину, на которой вы возите Гуру, следует чисто вымыть и украсить цветами, положить красивую ткань на его сиденье и т.д. Привезя Гуру в место, где он остановится, следует, по возможности, провести церемонию абхишеки (омовения стоп). Для этого необходимо заранее приготовить новый тазик и жидкости для омовения стоп: вода с цветочными лепестками, соки, йогурт и т.д. Все жидкости должны быть тёплыми — не горячими и не холодными. Кто-то должен снять носки и держать стопы над тазом, чтобы Гуру было комфортно. Кто-то должен наливать жидкости в большую раковину и передавать её преданным для омовения. Необходимо регулировать очередь, чтобы преданные не мешали друг другу и Гуру. Во время абхишеки все должны петь киртан — Харе Кришна мантру или Шри Гуру Ванданам. После омовения стоп следует насухо вытереть их свежим полотенцем и надеть новые носки (потренируйтесь заранее — носки на влажные стопы не очень-то хорошо одеваются :-). После этого кто-то должен взять на себя регулирование процесса раздачи чаранамриты (воды после омовения стоп), чтобы не было столпотворения и всем хватило. Как правило чаранамрита со стоп Гуру раздаётся только его ученикам. После приёма всем следует разойтись, чтобы дать возможность Гуру отдохнуть, принять омовение и прасад.

Квартира (комнаты), в которой остановится Гуру должна быть чисто убрана и убираться систематически. Постельное бельё и полотенца должны быть каждый день свежими. Можно украсить пространство живыми цветами без резкого запаха (на которые у Гуру и его слуг нет аллергии). Позаботьтесь о том, чтобы в квартире было всё необходимое: начиная от подключения к интернету и заканчивая водой и прасадом.

В квартире должен оставаться минимум людей, чтобы обеспечить покой. В квартире, где остановился санньяси, не должны жить грихастхи, бегать дети и домашние животные.

Необходимо заранее узнать диету духовного учителя и строго следовать ей. Можно (и нужно) готовить и предлагать и торты, и всё, что угодно. Гуру обязательно попробует маленький кусочек всего, оставив большую часть как маха-прасад, но он должен иметь возможность получать полноценный прасад, соответствующей его диете.

Другим важным аспектом приема Гуру является забота о его сопровождающих: секретаре, слуге, переводчике и т.д. Эти преданные совершают очень сложное служение, и поэтому нужно всячески о них позаботиться. Самим им нелегко будет сориентироваться в новом месте. Они должны жить непосредственно рядом с Гуру, и их диета как правило отличается от диеты духовного учителя. Поскольку к Гуру, вероятно, будет приходить много людей, на квартире должно быть всегда много прасада, чтобы хватило на всех.

Необходимо организовать стирку-сушку-глажку вещей Гуру и его слуг, а также уборку квартиры.

Следует заранее подготовить и предложить Гуру несколько вариантов его программы пребывания в вашем городе и учесть все его пожелания и предложения. Программа должна быть продуманной и реалистичной. Если необходимо, следует попросить руководство подстроить расписание программы в храме.

Приём в храме
Когда духовный учитель даёт лекцию, следует предложить ему гирлянду (после чего предлагающий должен принести поклоны). В соответствии с этикетом, Шриле Прабхупаде должна быть также предложена гирлянда, не уступающая той, что предлагается Гуру. Он должен заранее знать номер стиха, по которому должна читаться лекция, или вы можете предложить ему самому выбрать тему. После лекции неплохо приготовить для Гуру поднос со сладостями, чтобы он мог раздать их всем преданным. Все этим правилам следует придерживаться, встречая Гуру как в главном храме, так и у себя дома (в домашнем храме).

Домашнее поклонение гуру
Ученик должен ежедневно проводить Гуру-пуджу изображению духовного учителя или по крайней мере петь Шри Гуру Ванданам. Детальное описание гуру-пуджи приводится в разделе, посвящённому вайшнавским службам. Минимум три раза в день ученик должен повторять пранама-мантру своему гуру.

Вьяса-пуджа

Раз в году ученики собираются вместе, чтобы отметить Вьяса-пуджу или день явления духовного учителя. Это очень важная дата, и к ней необходимо тщательно готовиться. Детали проведения Вьяса-пуджи описаны в разделе, посвящённом вайшнавским праздникам. А здесь добавим лишь, что каждый ученик должен ежегодно писать подношения на Вьяса-пуджу духовного учителя. Садясь писать подношение, ученик должен заглянуть в своё сердце и ещё раз проанализировать и прочувствовать свои взаимоотношения с Гуру Махараджем. Он должен постараться оценить личность духовного учителя, его роль и место в своей жизни, вспомнить свои обеты и ещё раз утвердиться в них. Все эти мысли, адресованные к духовному учителю и изложенные в письменной форме, и составляют подношение на Вьяса-пуджу. Подношения следует писать заранее и отправлять Гуру в переведённом виде. Часто ученики собирает все подношения вместе и затем издают в одном экземпляре книгу Вьяса-пуджа, которую затем предлагают Гуру во время церемонии Вьяса-пуджи.
Made on
Tilda